Субота, 20.04.2024, 00:58
Вітаю Вас Гість | RSS

КУ "Попаснянський ліцей №20"

Меню сайту
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 73
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Наш земляк - Володимир Даль

Народный месяцеслов в Толковом словаре В.И. Даля

Дорогие ребята, мы открываем новую страничку на сайте нашей гимназии и каждый месяц мы будем публиковать интересные сведения из Далевого словаря.

Но сначала немного о самом Владимире Ивановиче Дале и его знаменитом Словаре. В.И. Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Он преуспел во многих областях знаний: инженерии, ботанике и зоологии (член-корреспондент Академии наук), этнографии, фольклору. Писатель Даль (псевдоним Казак Луганский) создал множество произведений: сказки, рассказы, бывальщины, очерки. Но самую широкую известность и признание принёс Далю "Толковый словарь" – дело всей его жизни. Даль не был филологом, языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Далев словарь – прекрасное собрание не только лексического, но и этнографического материала. Вот и "Народный месяцеслов", по Далю, – это хозяйственный календарь, по которому жили и трудились наши предки. Месяцеслов создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его нелёгкой жизни при начале и окончании работ дома, в поле и на ого­роде. Был связан с особыми приметами, обычаями и обрядами. Недаром в народе утверждалось: «Приметами домок дер­жится».

Народный календарь в Далевом словаре во многом связан с церковным православным календарем, в нем называются особо почитаемые в народе святые, святители, мученики, апостолы, пророки и т.д., которые, по убеждениям крестьян, помогали им в различных нуждах. И если говорить по существу, то в Народном месяцеслове В.И. Даля практически нет дней «неотмеченных», каждый день рассматривается в едином целом со всем годом, подготовлен днём предыдущим и готовит день последующий.

МАЙ

https://drive.google.com/open?id=18UPSEyk-m8i4cSkatfCu695OvEzWDvUg

АПРЕЛЬ

https://drive.google.com/open?id=1nEWV_6IaFvWobXj5L8lIK439c0B49iPV

Март

https://drive.google.com/open?id=1L3lD1v6D9YXv7FJ4v1AKzzQ-ee0c-mBY

ФЕВРАЛЬ

Февраль – наши предки его называли ещё лютый, бокогрей, сечень

В Далевом словаре мы читаем: «Февраль – второй месяц в году, в 28 и 29 дней... Февраль три часа дня прибавит. Февраль воду подпустит, март подберёт. На Сретенье (2 февраля – по старому стилю) зима с летом встретилась: солнце на лето (поворотило), зима на мороз. Вьюги, метели под февраль полетели! В високос – тяжёлый месяц. Февральские оттепели».

Даль приводит народное название месяца – бокогрей. Крестьяне его так называли, основываясь на том, что в феврале скотина выходила из хлевов, чтобы обогревать бока. В феврале отмечались последние сильные морозы. Бывали даже оттепели: "На сретенье зима с летом встретилась».

«Сретенье, срет, срета, встреча. Сретенье Господне. В Сретенье метель дорогу переметает, корм подметает». С этой приметой у крестьян соединялось понятие о поздней осени, недостатке корма, заботе о «кормилице» в каждой семье – корове.

В статье «Корова, бодёнушка, птрусеня. Корова на дворе, харч на столе». Даль упоминает ещё одну примету, бытовавшую на селе: «На Агафию (5 февраля) коровья смерть ходит». Верили, что именно в этот день пробегает по сёлам коровья смерть. Она являлась людям в виде старой отвратительной женщины. У неё была своя примета: «руки с граблями». До этого дня коровья смерть скрывалась по лесам и болотам и до тех пор, пока скотина выйдет на солнце обогревать бока. Предусмотрительные крестьяне убирали хлевы лаптями, обмоченными в дёготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота коровью смерть. Февральские приметы подсказывали свои виды на урожай:

На Сретеньев день снежок – весною дожжок.

Капель в этот день предвещает урожай пшеницы, а ветер – плодородие фруктовых деревьев, почему садовники «трясут деревья руками, чтобы были с плодами».

Если в этот день тихо и красно, то летом будут хороши льны и прочее.

По погоде Сретеньего дня судили также об урожае трав, для чего бросали поперёк дороги палку и наблюдали: если снег заметёт её, то и корм для скота «подметёт», то есть травы будут дороги.

Наконец, с этого дня хозяйки начинали усиленно кормить кур, чтобы были носки.

Это интересно

Само название праздника – Сретение – наши предки объясняли таким образом: в этот день зима встречается с летом, то есть начинают ослабевать морозы, в воздухе чувствуется приближение весны.

Напомним, что Сретенье по новому стилю будет 15 февраля. Наблюдайте за приметами в этот день!

 

Январь

Слово январь, или генварь, или януарий, – не русское; оно зашло к нашим предкам из Византии вместе с юлианским календарём. Коренные славянские названия месяца были другие, и эта разность принадлежала каждому поколению. Его называли и просинцем, и сеченем, и новолетником, и первником, и груденем. Были и другие названия. В Далевом словаре читаем: «Январь – первый месяц в году, старое название сечень или просинец; году начало, зиме серёдка. Январь два часа дня прибавит... На Васильев вечер дня прибывает на куриный шаг (на час)… Январские морозы, февральские метели». «Васильев-вечер, канун новаго года; на юге (читаем – в Малороссии) 1 янв. щедруют, посыпают хозяина житом, желая обилия …». Пожилые женщины, известные на Руси под именем бабушек-повитушек, справляли в этот день смывание лихоманок. «Смывать лихоманку: в канун нового года смывают стены, потолок, лавки, водою с четверговою солью, золою из семи печей и чернобыльника». В сёлах думали, что лихоманки выгоняются из ада морозом, ищут пристанища по тёплым избам, где уже всегда есть люди виноватые, которых они трясут и знобят. Рано утром бабушка-повитушка по приглашению приходила во двор, с нею всегда был «запас», о котором упоминает Даль. И начинался обряд «смывание лихоманок». Оканчивали его подарки и угощения со стороны хозяйки (всё это делалось в секрете от хозяина дома). После этого все могли быть спокойными от посещения лихоманки, слепой, безрукой и беспощадной нечисти. Васильев вечер приходился на восьмой день святок, когда святочные гадания были во всём разгуле. Считалось, что гадания на Васильев вечер всегда сбываются и что в этот вечер, что бы по гаданию не вышло, непременно сбудется. «Русский народ весело, с размахом праздновал Святки, святочничал, или святковал», – отметил в своём Словаре Даль. Почтение обрядов и традиций, которые шли от предков, требовалось ото всех, следовательно, на Рождество нельзя было работать. Была даже примета: «коли лапти плести на Рождество, родится кривой, а шить – уродится слепой». Святки заканчивались Крещеньем. И Даль-этнограф, отмечая в Словаре подробности празднования его, включает и хозяйственные приметы: «Коль собаки в Крещенье много лают, будет много зверя и дичи. До трёх дней, до первого Спаса и после Крещенья, белья не прут. Крещенский снег хранят водою, для беленья холстов и от разных недугов...». А 6 января (по старому стилю), на Водокрещи, начинались суровые январские морозы, что также нашло отражение в Далевом словаре: «Водокреща или водокрещи – водосвящение, крещение, богоявление, крещенские морозы, стужа около этого времени». Крещенские морозы, известные своей жестокостью, по преданию, предвещали плодородие. Так что крестьяне, наблюдая и примечая, уже в праздник думали о будущем урожае. На день Петра-полукорма выходили осматривать сенники и амбары. В сенниках, осматривая сено и солому, замечали, сколько вышло корма для скотины и сколько его осталось до весны. «Петра-полукорма, 21 декабря половина зимнего корма вышла». Существовала примета: излишний остаток ржаного хлеба в амбарах также предвещает плодородие. Суровая русская зима диктовала свои условия – дотянуть бы крестьянской семье до нового урожая. И в день Аксиньи-полухлебницы (24 января) подмечали: «...Половина зимних запасов съедена; прошла половина времени от старого до нового хлеба... Какова Аксинья, такова и весна. Метель на полузимницу – корм подметает, корма будут плохи».

Трутовский К. Колядки  1864 г.

Хозяйственные приметы на январь

1-го Васильев день. Васильев вечер • Васильева ночь звездиста – к урожаю ягод. 5–6-го Крещение • Коли на воду пойдут в туман, хлеба будет много. • Снег хлопьями – к урожаю, ясно – к недороду. • Звездистая ночь – урожай на горох и ягоды. • На Крещенье день тёплый, так хлеб будет тёмный (густой) • В полдень синие облака – к урожаю. • Садоводы встряхивают яблони – для урожая.

Это интересно

8-го января наши предки примечали: если в этот день подуют сильные ветры от Киева – с юга, то будет лето грозное. В степных местах было принято в обычай в этот день угощать кума с кумой. Считалось, что угощение кума с кумою приносит здоровье детям. А кум и кума, приходя в званый дом, непременно приносили подарки: брусок мыла и полотенце и, вручая их, говорили: «Вот тебе, кума, мыльцо да белое белильцо для крестника».

«Рождество – день памяти Рождества Христова, 25 декабря», – записано в Далевом словаре. Это по старому стилю, по новом – 7 января. А накануне наступал вечер, тьма ложилась наземь. И вот вспыхивала на востоке Вифлиемская звезда. «Христос родился!» – радовался весь православный народ на Руси.

В первый день Рождества мальчики со звездою в руках поздравляли с праздником православный люд: «Я маленький хлопчик, принёс Богу снопчик, Христа величаю, а вас с праздником поздравляю (южное колядованье)! Кишку да ножку, подайте в верхнее окошко!». В.И. Даль в нескольких словарных статьях рассказывает о том, как проходил этот светлый праздник у наших предков.

«Коледа, коляда – святки и праздник Рождества Христова и все дни до Крещенья; колядованье, обряд хожденья по домам в Рождество и Новый год, с поздравленьем, песнями, со звездою или с житом, для сбора денег и пищи; накануне Рождества девушки ходят с овсяными блинами, ходят на перекрестки петь колядки: «Уродилась коледа накануне Рождества».

«Святвечер, канун Рождества, рождественский сочельник. Святый-мел, освящаемый по старинному обычаю в крещенский сочельник; крестьяне ставят им кресты на дверях, а остаток сберегают как лекарство. Святки – время от Рождества до Крещенья. Славят Христа; ходят с вертепами и со звездой, гадают и просят. Гадают о зиме, по печени и селезёнке. Святочные игры, песни».

Святочные дни праздновались 12 дней после Рождества Христова, и никогда семейная жизнь наших предков не протекала в таком раздолье, как на Святках. В этом празднике перемешалось всё: христианское и языческое. Приметы, отмеченные Далем, безусловно, относились к языческим верованиям: «Кто на Святки рожу надевал, купается на Иордани», «О Святках гнутой работы не работают (например обручей, полозьев), а то приплода не будет», «Коли лапти плести на Рождество, родится кривой, а шить – уродится слепой».

Крещенье Господне – этот праздник, называемый ещё Святым Богоявлением, отмечается 6 (19) января и посвящён Крещению Иисуса Христа Иоанном Предтечей, когда был слышен голос Бога-Отца и когда Дух Святой снизошёл в виде голубя на Богочеловека. В народе этот праздник называли ещё Водосвятием, потому что накануне освящали реки, озёра и воду в храмах.

Об этом празднике В.И. Даль записал так: «Богоявление – явление Бога на земле человеку. Крещенье, Иордань, водокрещи, праздник в воспоминание крещения Господа нашего Иисуса Христа, 6 января. Накануне крещенский вечер, крещенский или второй сочельник. Увидать Господне крещение: в полночь, чаша с водой сама колыхнётся. В богоявленскую ночь, перед утреней, небо открывается; а о чём открытому небу помолишься, то сбудется».

«Крещение – церковный праздник, в память крещения Спасителя; Богоявление, Иордань. Крещенский, относящийся к празднику святого Крещенья. Крещенские морозы. Крещенский вечер. Крещенский сочельник; второй сочельник».

По народному представлению, в ночь с 5 на 6 января (по старому стилю) в реке купается сам Иисус Христос, поэтому во всех речках и озёрах, и даже «в чаше», вода «колышется». И чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдёт волна» (признак, что Христос погрузился в воду).

В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрени, в деревнях начиналось движение: некоторые умельцы, спросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая «ердань», вырубали во льду крест, подсвечники, лестницу, голубя, полукруглое сияние и вокруг всего этого желобчатое углубление для протока воды в «чашу». Возле чаши во время богослужения ставился притч, и при чтении особых молитв назначенный человек сильным ударом пробивал дно этой чаши, вода фонтаном вырывалась из реки и быстро заполняла сияние (углубление), а крест при этом точно всплывал над водой и матовым серебром блестел на её поверхности. На это торжество стекалась обыкновенно масса народу, и стар и млад. Все спешили на «ердань», примечая: «Коли прорубь на иордани полна воды, разлив велик будет».

Праздник Крещения Господня принадлежал к числу тех, которые больше других были очищены от языческих наслоений, хотя и здесь христианские традиции переплетались с языческим суеверием.

                                                                                                                                                                                                                                                                                               Т.П. Коржик                                                    

Сентябрь. Его называли наши предки ещё вресенем или ревуном.

«Сентябрь – это девятый месяц в году, в коем 30 дней. В сентябре одна ягода, и то горькая рябина. Холоден сентябрь, да сыт. Сиверко, да сытно. В сентябре огонь и в поле, и в избе», – читаем мы в Далевом словаре. А далее лексикограф отмечает самые знаменательные даты и события:

«Семен-день, 1- е сентября, Симеона-летопроводца, начало бабья-лета (по аспосов-день, 8-го; или до Воздвиженья, 14-го). Последний посев ржи; севалка с плеч; позже сеять грешно; Семен-день, и семена долой. Конец уборки ржи. Семен лето провожает, осень встречает; первая встреча осени, щанины, осенины, засидки; первый огонь в избе, работают с огнём; начало посиделок, супрядок, досветок. Обзаводятся новым огнём… засол огурцов; лён стели к бабьему лету, а подымай к Казанской. Бабий праздник и бабьи работы… постриги, сажанье на коня отрока (кому минуло три года)».

Первого сентября начиналось бабье лето с бабьими работами: с раннего утра мяли и трепали пеньку, лён мыли в воде и стлали по лугам для просушки. Вечером женщины садились за пряслицы и веретёна. «Работают с огнём»,– уточняет Даль. И действительно, под Семен-день тушили в избах огонь, кроме лампадного. И как только начинала заниматься утренняя заря, вздували новый огонь. Его чаще всего добывали из сухого дерева (тёрли дерево об дерево). Это делал кто-то из старших, а сын или зять зажигал спицею новый огонь. Этим огнём топили печи в избах и банях; на засидках, или семенинских вечерах, зажигали свечи и лучину. Хозяева угощали рабочих, и весь вечер проводился с песнями.

Нужно отметить, что в старину Семен-день был первым днём нового года. Отсюда, видимо, сохранился обряд добывания и зажигания нового огня. И Семен- день на Руси отмечали со всеми весельями и засиживались до первых петухов. А ранним утром женщины выходили к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку осенину с овсяным хлебом. Пожилая женщина стояла с хлебом, а молодые вокруг неё пели обрядовые песни. После этого разламывали хлеб на куски и кормили ими домашний скот, а потом песнями и играми встречали осенину. В сёлах с этого дня начинались осенние хороводы.

С давних времён на Семен-день бывали постриги и сажание на коня. Постриги – это особый обряд, когда выстригали прядь волос (гуменцо) у своего первенца (в некоторых семьях – каждому мальчику). Делали это крестные отец с матерью. Затем зашивали волосы в ладонку. Это был оберег для ребёнка на всю жизнь, от порчи, от сглаза, от болезней и на удачу. Обряд пострига заканчивался тем, что мальчика выводили во двор, где его ждал уже отец с конём под уздцы. Отец сажал ребёнка на коня, а затем через руки крёстных передавал его родной матери. Считалось: такой обряд сделает мальчика крепким, здоровым и сильным.

«Аспосов-день (8 снтб.) вторыя осенины; на Федору (11 снтб.) либо на воздвиженье (14) третьи осенины, капустки».

«Смекай, баба, про капусту на Воздвиженьев день», – говорили наши предки. С этого дня начинались девичьи вечеринки-капустницы, капустки. Они длились две недели. Это было народное торжество, известное повсюду: девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, куда они приходили, после работ убирался особенный стол с закусками, варилось пиво, готовился обед и ужин. День заканчивался плясками и играми.

«Заревница ж. или заревницы мн. день св. Фёклы, 24 снтб. Костры, зажигаемые об эту пору, для молотьбы в поле. Именинный овин, первый. Начинают по утрам молотить с огнём». С этого дня крестьяне начинали замолотки. С вечера топились овины, около них собирались молотильщики и всю ночь проводили с песнями и играми. С полуночи зажигали костры – заревницы – и начинали замолотки.

«Сергий-капустник, день 25 снтб. ». Примечали: если выпадет первый снег на Сергиев день, то зима установится на Михайлов день, если после этого дня, в продолжение четырёх семин (недель), то значит, зима установится 5, 11 или 21 ноября.

Хозяйственные приметы на сентябрь:

Много желудей – к тёплой зиме и плодородному лету.

1-го Семен-день.

Последний посев ржи; севалка с плеч; позже сеять грешно.

Конец уборки ржи.

Бабий праздник и бабьи работы.

Лён стели к бабьему лету, а подымай к Казанской.

Первое отъезжее поле (охота).

Бабье лето ненастно – осень сухая.

На Семена ясно – осень сухая.

Коли много тенетника (паутины), гуси садятся, скворцы ещё не отлетают – осень протяжная и сухая.

Коли много тенетника – осень ясная, зима холодная.

8-го Луков-день. День уборки гряд лука.

14-го День Никиты-гусепролёта, или гусари. Отлёт диких гусей.

Стригут овец и бьют гусей.

18-го Коли журавли полетят, то будет на Покров мороз, а нет – то позже.

24-го День св.Фёклы-заревницы. Замолотки.

Начинают по утрам молотить с огнём.

25-го День Сергия-капустника.

Если выпадет первый снег на Сергиев день, то зима установится на

Михайлов день (через 4 Семены – недели).

27-го День Савватия-пчельника, пчелохранителя, пчеловода.

Убирают ульи во мшеник (клеть, амбар, проложенный мхом).

Это интересно!

Знаете ли вы, что достоинства капусты человек оценил еще в конце каменного века, а древние славяне познакомились с этим овощем во времена греко-римских колонистов Причерноморья? Наши предки быстро освоили агротехнику капусты и первые научились квасить ее. У славян этот способ переняли сначала немцы, а затем и другие народы. Веками накапливалась слава о капусте, её необыкновенных кулинарных и лечебных качествах. Вот что написано о ней в одном старинном лечебнике: "Капусту толченную, смешанную с белком яичным прикладываем ко всякому ожогу, и язвы заживляет…" или "… корень капустный на пепел сожжён и принят в питии камень дробожжит и изнутри выгонит"

В своем Толковом словаре В.И. Даль собрал немало пословиц о капусте (27!), среди которых "Хлеб да капуста лихого не пустят", "Капуста не пуста, сама летит в уста", "Пошел бы к соседу по капусту, да на двор не пустят", ведь она действительно занимала особое место на столе предков. Из нее делали много вкусных и полезных блюд. Капусту варили, и жарили, и квасили, однако самая вкусная считалась тушеная. Рецепты были самые разные: тушенная со сливками, тушеная обжаренная, тушенная с яблоками, тушеная кисло – сладкая… А еще делали капустники (похожие на наши голубцы), капусту фаршированную… Всего и не перечислишь!

27 июля наши предки отмечали день святого Никола кочанного, когда "капуста кочни котит, на щи пахарю запасает к зиме". Когда на Воздвиженье (14 сентября) православный люд воздвигал придорожные кресты, вот тогда начинался праздник капустницы. Существовало поверье, что если, собираясь на Воздвиженский капустник, девушка семь раз прочитает особого рода заклятье, то приглянувшемуся ей молодцу приглянется и ее красота.

Шулакова Катя, ученица 8 класса

Народный месяцеслов: октябрь

Октябрь в старину называли паздерником, груднем, листопадом, грязником, свадебником. Октябрь – десятый месяц в году. В Далевом словаре об этом месяце написано так: "Октябрь ни колеса, ни полоза не любит. Мни и топчи льны с половины грязника. Покров – первое зазимье. Свадьбы; срок всем наймам, сделкам".

«Покров и покровенье... 1 октб... На Покров закармливают домашнюю скотину пожинальным (последним) снопом, и с этого дня её держат дома… Сбор последних плодов».

Наблюдения за погодой в октябре, зафиксированные В.И. Далем, только подтверждали народную мудрость: «Знать осень в октябре по грязи».

Но это были только жалобы на погоду, ведь октябрь – «грязник». На самом деле «в октябре и изба с дровами, и мужик с лаптями…». Но хватит ли их на долгую суровую зиму? И молил мужик: «Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров! Захвати тепла до Покрова, (ухить, вычини избу). Не ухитишь (избу) до Покрова, не будет такова». «Ухичивать и ухичать, ухитить избу, угоить, услонить, уготовить к зиме; уконопатить мохом, обвалить кругом навозом, землёй, защитить от стужи».

Внимательно всматривались наши предки в окружающую природу и примечали: «На Покров ветер с востока – зима холодная… Отлёт журавлей до Покрова – на раннюю и на холодную зиму. Коли белка в Покров чиста (вылиняла), то осень будет хороша». По октябрьским приметам гадали также на урожай.

С 1 октября был срок работ и наймов. Этот срок заключался в выражениях: «От Покрова до Евдокии – от Покрова до Крещенья», «Подожди до Покрова: весь долг выплачу».

Но октябрь недаром назывался ещё свадебником: с 1-го октября, на Покров, начинались свадьбы. Девицы на выданье с нетерпением ждали этого дня, просили: «Батюшка Покров, покрой сыру землю и меня, молоду». А иные говорили: «Бел снег землю покрывает, не меня ль, молоду, замуж снаряжают?». Снег, выпавший на Покров, считался на Руси хорошим предсказанием долгой и счастливой супружеской жизни.

«Льняница ж. Параскевы-льняницы, день 28 окт. мнут лён и приносят первинки для приклада в церковь».

В средней полосе с этого дня начинали мять и трепать льны. С вытрепанными опышками льна выходили на улицу, чтобы погордиться и повеличаться перед соседушками-сударушками. Потом все вместе ходили в церковь служить молебны и просить у Бога благословения и удачи во всех своих делах и начинаниях. Так отмечали наши предки день Параскевы-льняницы.

« День 29 октб. Анастасии овечницы», заступницы овец. С этого дня овчары начинали стричь овец. Для них хозяева пекли пироги и угощали пастухов. Это был их праздник.

Хозяйственные приметы на октябрь

 

  • Октябрь ни колеса, ни полоза не любит.
  • Знать осень в октябре по грязи.
  • Мни и топчи льны с половины грязника (октября).
  • Поздний листопад – тяжёлый год.
  • Лист ложится наземь вверх изнанкой (мохнатой стороной) – к урожаю.
  • Добрая отава (следы травы на пастбище) – к озими.
  • Первый снег – за сорок дней до зимы.
  • Ива рано инеем покрылась – к долгой весне.

1-го Покров – первое зазимье.

  • На Покров закармливают домашнюю скотину пожинальным (последним) снопом, и с этого дня её держат дома.
  • Сбор последних плодов.
  • Не ухитишь (избу) до Покрова, не будет такова.
  • На Покров ветер с востока – зима холодная.
  • Отлёт журавлей до Покрова – на раннюю и холодную зиму.
  • Между Покрова и родительской субботы зима не становится.
  • var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }
Вхід на сайт
Пошук
Календар
«  Квітень 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Copyright MyCorp © 2024
Безкоштовний конструктор сайтів - uCoz